Личность в глобальном мире

В 2013 году редакцией еженедельника «МК в Иванове» совместно с профессором Ивановского филиала института управления (г. Архангельск), доктором исторических наук Алексеем Федотовым был реализован научно-просветительский проект по публикации цикла статей, рассчитанного на полгода

Проект вызвал неподдельный читательский интерес. На некоторые из задаваемых читателями вопросов автор отвечает в завершающем проект интервью.

Тема, объединяющая все материалы, автором которых является А. Федотов, - место человека в глобальном мире начала третье-го тысячелетия, исторические истоки современного положения дел, актуальные политические, религиозные, экономические и правовые вопросы.

- Алексей Александрович, в чем же специфика положения человека в современном мире?

- Как писал в своей работе «Конец Нового времени», впервые опубли-кованной еще в середине прошлого века, Роман Гвардини, «постепенно исчезает чувство собственного бытия человека и неприкосновенной сферы «личного», составлявшее прежде основу социального поведения. Все чаще обращение с человеком как с объектом воспринимается как что-то само собой разумеющееся: начиная от бесчисленных форм статистически-административного «охвата» и кончая немыслимым насилием над отдельными людьми, группами, даже целыми народами. И не только в критических ситуациях или пароксизмах войн — это становится нормальной формой управления». Сегодня же человек еще больше включен в глобальные процессы. Многие люди, постоянно спеша, не смогут при этом внятно ответить на вопрос: а куда, собст-венно говоря, они спешат? Не говоря уже о том, чтобы задуматься над смыслом жизни, чтобы проявить личное творческое участие в измене-нии мира вокруг.

- Олицетворение современного глобализма – это Америка?

- И не только. Но на ее примере мы можем наиболее наглядно его по-нять. США - страна, во многом воспринимающая историю, политику и саму жизнь как шоу. Недаром одним из самых популярных американ-ских президентов является бывший актер Рональд Рейган. Америка - страна, где кинематограф дал тысячи трактовок того, что есть и что будет, где грань между реальностью и вымыслом стерта, где миф, каким бы призрачным он не был, может стать более действительным, чем то, что есть «на самом деле», если он внедрен в сознание масс. Сегодня такими становятся и многие другие государства. Интернет, телевидение и газеты рисуют образы для толпы. Благодаря развитию современных информационных технологий любая вещь может быть подана и как величайшее зло, и как величайшее благо. Мир либеральных ценностей пытается стереть грань между добром и злом, представить ее призрачной. А на самом деле призрачен он сам. Он призрачен, как мир свободы, но вполне реален, как мир нового тоталитаризма, в чем-то худшего, чем в романе Олдоса Хаксли. Живущие в нем в основной массе счастливы своим положением, потому что, как и римская чернь времен заката империи, в избытке имеют «хлеб и зрелища». По словам Джона Апдайка «Америка делает нас зависимыми — здесь еды больше, чем мы можем съесть, поэтому возникает чувство, что чтобы съесть свою долю, нужно есть все время».

- Вы занимаетесь проблемами гражданского общества. Что для вас стоит за этим понятием?

- Сегодня многие видят в гражданском обществе лишь инструмент в борьбе отдельного человека против государства, в защите его прав и свобод, при этом важнейшим считается экономическое благополучие. Распространено мнение, что гражданское общество – это совокупность гражданских институтов вне рамок государства, которые создаются для защиты прав граждан от произвола властно-государственных структур. А главным субъектом гражданского общества соответственно является гражданин, который постоянно борется за свои права. В одной статье я прочитал, что гражданское общество – это когда все постоянно борются за свои права и зарплату. На улицы выходят миллионы, жгут машины, бьют витрины, захватывают правительственные здания. А мэры городов надевают на шею бечевую веревку в виде петли и в таком виде устраивают у Дома Правительства митинг. То есть гражданское общество, по этой точке зрения, - постоянная борьба с властью. Граждане борются против власти, мелкие чиновники против крупных. Однако мне представляется, что это правильнее назвать не гражданским обществом, а анархией, путем в гибель как для государства, так и для народа, его населяющего. Благоприятной почвой для строительства на обломках этой анархической вакханалии жесточайшего тоталитарного режима. А подлинное гражданское общество – это объединение ответственных людей, которые думают и о своих обязанностях, а не только о правах, и умеют мыслить шире частных меркантильных интересов. Если так будут мыслить все, то само государство будет восприниматься не как противник гражданского общества, а как один из его институтов.

- Некоторые из ваших статей были посвящены вопросам веры и рели-гии. Сегодня многие считают, что верующие, в частности, христиане, имеют рабскую психологию. Что вы можете на это ответить?

- Думаю, что все обстоит с точностью наоборот. В Евангелии от Иоанна приводятся слова Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Один из наиболее известных православных проповед-ников двадцатого века митрополит Антоний (Блум) писал: «Царство Божие – поистине царство тех, которые поняли, что они бесконечно богаты: ведь мы можем всего ожидать от любви Божией и от челове-ческой любви. Мы богаты, потому что ничем не обладаем, мы богаты, потому что все нам дано. И, кроме того, как только мы цепляемся за что бы то ни было, мы становимся рабами». И он приводит такой пример: «Мне вспоминается, как. когда я был молодым, один человек сказал мне: разве ты не понимаешь, что в момент, когда ты зажал в руке медяк и не готов раскрыть руку и отпустить этот медяк, ты потерял свою зажатую ладонь, ты потерял руку и потерял тело, потому что все твое внимание будет сосредоточено только на том, как бы не потерять этот медяк; обо всем остальном будет забыто…».

- Но насколько вообще сегодня актуальна религиозная проблематика? Не является ли это чем-то архаичным для современного человека?

- Здесь хочется отметить вот что: секулярный глобализм во многом тоже носит квазирелигиозный характер. Если мы рассмотрим четыре основных глобализационных проекта ХХ – начала ХХI века, то на-глядно это увидим. Британская империя, захватившая четвертую часть суши, «страна, где не заходит солнце», называлась лордом Розбери Всемирным агентством по насаждению всеобщего блага. Редьярд Ки-плинг в своем знаменитом стихотворении «Бремя белого человека» художественно подчеркнул мессианскую цивилизаторскую миссию Британской империи. Два других глобальных проекта первой половины ХХ века носили еще более жесткий характер: советский проект, изначально являвшийся попыткой создания всемирного государства диктатуры пролетариата, и нацистский проект Германии, пытавшийся создать всемирное государство с господством титульной нации. Думаю, что квазирелигиозный характер идеологий, стоявших за комму-нистическим и нацистским проектами сегодня уже достаточно понятен. Четвертый проект, реализация которого не завершена и в настоящее время, является американским, шире – англо-саксонским. И его основы также носят религиозный характер: для современных американцев характерны мессианские черты сознания, что они несут «свет», «спасение» и «истинные ценности» остальному «находящемуся во тьме» человечеству. Поэтому религиозная тематика так и актуальна сегодня. В отношении тех, кого это раздражает: их раздражение - по-казатель их религиозного отношения к данной проблеме. А «логиче-ски», «научно» здесь доказать или опровергнуть ничего не возможно. Еще Иммануил Кант, говоря о границах познания, отмечал, что там, где заканчивается конечный опыт человека, неизбежно возникновение антиномий, одинаково доказуемых и недоказуемых.

- Ответьте как историк: каковы, по вашему мнению, перспективы России в развивающемся глобальном мире?

- Современные глобализационные процессы, казалось бы, исключают возможность активного участия в них России. Некоторые из жителей Западного мира говорят, что они и не заметят, если России не будет. Но показательно в этой связи вот что. Сейчас в России одним из новых государственных праздников стало 4 ноября - День народного единства. Он посвящен памяти о том, что Россия в еще более сложных, чем сейчас, исторических условиях, когда крах ее государственности в ус-ловиях Смутного времени казался неизбежным, смогла не просто воз-родиться, но за короткий по историческим меркам промежуток времени вырасти в Российскую империю. Поэтому сейчас возможны разные варианты развития России, в том числе и связанные с существенным ростом ее геополитического влияния.

- Но насколько власть в России сегодня реально готова опираться на конкретного гражданина как на личность?

- Здесь, я думаю, уместно процитировать выступление перед участни-ками дискуссионного клуба «Валдай» в сентябре 2013 года Президента России Владимира Владимировича Путина: «сегодня Россия испыты-вает не только объективное давление глобализации на свою нацио-нальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности. Именно в этом многие корни острых проблем, с ко-торыми мы сталкиваемся. Ведь вопрос ответственности перед самим собой, обществом и законом – один из основополагающих не только в праве, но и в повседневной жизни».

- Но ведь заявления и их реализация могут очень разниться друг с дру-гом?

- Могут. Но современные условия в России дают очень много возмож-ностей человеку для самореализации. Что касается трудностей, то не было такого времени, когда их не существовало, просто они всегда разные, а новое часто кажется более трудным. А не получается ничего, как правило, у тех, кто не пробует или бросает начатое при первых трудностях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру