В преддверии Черной пятницы РСХБ провел исследование покупательского поведения россиян в период проведения акций в зависимости от возраста. Аналитики РСХБ выяснили, что половина опрошенных бумеров считают Черную пятницу исключительно маркетинговым ходом, в то время как каждый пятый зумер уже подготовил список покупок на период больших распродаж. Разнятся и способы совершения покупок в период скидок: чем старше покупатель, тем вероятнее он выберет офлайн-шоппинг, молодое поколение в свою очередь предпочтет онлайн-формат.
Отцы и дети Чёрной пятницы
Почти половина опрошенных (49%) старше 55 лет уверены, что Черная пятница – маркетинговый ход, и избегают таких распродаж. 34% бумеров не планируют совершать покупки, но будут следить за интересными для себя предложениями, а 15% опрошенных выберут товары непосредственно в период распродаж. Только 2% опрошенных данной возрастной категории сообщили, что уже подготовили список покупок к периоду проведения акций.
Респонденты в возрасте 46-55 лет – более лояльны к периоду распродаж: у 43% опрошенных нет планов на покупки, однако они готовы к акционным предложениям, только 34% участников опроса категорично настроены и не планируют покупки. 17% респондентов будут следить за товарами в период скидок, а у 6% респондентов уже готов список покупок. Примерно таким же мнением обладают опрошенные в возрасте 36-45 лет (различия в результатах опроса составляют до 3%).
По мере снижения возраста респондентов интерес к распродажам повышается: почти половина (46% опрошенных) в возрасте 26-35 лет не планируют совершать покупки, однако не отрицают, что специальные предложения их могут переубедить. Еще 14% выберут покупки в период распродаж, а у 9% респондентов уже готова корзина для покупок. Только 31% опрошенных миллениалов считают Черную пятницу маркетинговым приемом и избегают участие в акциях.
Поколение зумеров (респонденты в возрасте 18-25 лет) отличаются максимальной подготовкой к Черной пятнице – почти у каждого пятого (17% респондентов) есть список покупок к началу распродаж. Каждый четвертый (23% опрошенных) будет «набирать корзину» в период акций. Чуть менее половины – 46% участников опроса – сообщили, что совершать покупки пока в планы не входит, однако они будут следить за предложениями магазинов в пользу интересных акций. Только 14% опрошенных зумеров – и это самый низкий показатель из всех опрошенных категорий возрастов – считают Черную пятницу маркетинговым ходом.
Аналитики отмечают прямую зависимость между возрастом и способом совершения покупок: чем моложе респонденты, тем выше их интерес к онлайн-шоппингу. Среди респондентов 55+ и 46-55 лет онлайн-шоппинг предпочитают лишь 38% и 47% соответственно, тогда как в возрастных группах 26-35 и 18-25 лет – уже 62%. Эта тенденция подтверждается и данными по офлайну: его популярность максимальна среди самых старших опрошенных (18%) и минимальна в группе 26-35 лет (9%).
Цель оправдывает акции
Большинство респондентов всех возрастных категорий на вопрос «Какова основная цель покупок в период распродаж?» ответили, что совершают покупки для себя и приобретают нацелено то, что хотели купить в ближайшее время. Стратегические покупки впрок чаще всего совершают покупатели в возрасте 26-35 лет – об этом сообщили 13% респондентов данной возрастной категории, а реже всего – люди старше 55 лет (4% опрошенных этого возраста).
В среднем 28% опрошенных каждой категории сообщили, что используют Черную пятницу для покупок подарков, в том числе к Новому году.
В части спонтанного шоппинга в исследовании лидируют люди старше 55 лет – 22% опрошенных признались в покупках под настроение, а реже всего совершают необдуманные покупки опрошенные в возрасте 36-45 лет (16% респондентов).
Скидкам все возрасты покорны
Аналитики РСХБ пришли к выводу, что возраст практически не влияет на причину покупки в Черную пятницу. Для подавляющего большинства респондентов всех возрастов главным стимулом является большая скидка – в среднем этот вариант выбрали 76% опрошенных.
Второй по популярности причиной стали советы друзей. Отмечается, что эта мотивация в равной степени актуальна для всех возрастных категорий, но при этом наиболее распространена среди старшего поколения (респондентов старше 55 лет).
Поколение 26-35 лет показало наибольший объем ответов по выбору дебетовых карт при оплате покупок в Черную пятницу. Приобретение товаров в кредит или в рассрочку стало вторым по популярности ответом среди респондентов всех возрастов, при этом наибольшей популярностью он пользуется среди респондентов в двух категориях – 36-45 и 46-55 лет.
Ноябрь – две волны покупательского бума
«Ноябрь традиционно демонстрирует рост покупательской активности. Первый всплеск в этот период теперь мы фиксируем 11 ноября – именно в эту дату большинство представителей российского ритейла открывает сезон скидок и специальных предложений «11.11». В период Черной пятницы мы ожидаем очередной рост транзакций в наиболее популярных категориях товаров среди российских покупателей. Это одежда, обувь и аксессуары, электроника и гаджеты, а также косметика и парфюмерия», – комментирует Руководитель блока розничного бизнеса Россельхозбанка Людмила Корсакова.
Исследование проводилось РСХБ с 17 по 21 ноября 2025 года. В опросе приняли участие более 3 тыс. человек по всей России. С целью изучения тенденций ответы на вопросы оценивались как внутри каждой категории, так и путем вычисления усредненного ответа.