Рассказывает Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР Пироговского Университета Минздрава России
Идея состязания в интеллектуальном превосходстве между поколениями утратила свою актуальность. Сравнения интеллектуальных возможностей, характерные для разных эпох, стали особенно заметны после появления самого понятия интеллекта в общественном сознании. Это произошло в конце XIX – начале XX века, с разработкой первых тестов IQ, результаты которых сегодня используются для сравнений, затрагивающих не только представителей разных поколений. Анализ интеллектуальных способностей целесообразно проводить, стремясь понять их суть и методы оценки.
Оценка интеллекта может осуществляться различными способами и инструментами. В некоторых подходах интеллект рассматривается как обобщенный показатель, ориентирующий в уровне развития интеллектуальных действий. Другие подходы рассматривают интеллект как комплекс различных способностей, таких как речевая беглость или конструктивное мышление. В этом случае формируется профиль, показывающий сильные и слабые стороны человека, без выведения общего коэффициента. Оба метода остаются востребованными и применяются. В современной психологии отсутствует единый общепринятый подход к пониманию и диагностике интеллекта. Следовательно, сравнивать можно только показатели, полученные одним и тем же инструментом в разных возрастных или социальных группах.
Современные опасения относительно уровня интеллектуальных способностей молодежи имеют основания, но и вызывают сомнения. Я не готова делать обобщения и выводы о всеобщем снижении интеллекта без масштабных исследований. Скорее, мы можем наблюдать больший разброс показателей интеллекта, с увеличением доли как очень низких, так и очень высоких значений среди молодого поколения.
Однако есть аспекты, вызывающие беспокойство в интеллектуальном развитии молодежи. Например, в теории интеллекта Векслера существует показатель осведомленности. Именно в этой области наблюдаются значительные различия между поколениями, что может быть связано с представлениями о снижении интеллекта у молодежи. Однако это объясняется культурными и цивилизационными различиями, а также быстрыми социальными изменениями, из-за которых информация, актуальная для предыдущих поколений, теряет значимость для последующих. Поэтому, оценивая интеллект с точки зрения знаний предшествующего периода, мы можем получать заниженные результаты. Если же оценивать осведомленность в сфере современных технологий, результаты могут быть совершенно иными.
В моей практике медицинского психолога я наблюдаю тенденцию к снижению уровня развития смысловой памяти, а также пространственной памяти и конструктивной пространственной деятельности. На это снижение влияют условия, в которых растет молодое поколение, не существовавшие ранее.
Мы впервые сталкиваемся с цивилизационной ситуацией, когда мозг обучается в двух реальностях – цифровой и физической, и развитие молодого поколения происходит в условиях постоянного взаимодействия с ними. Эти новые условия существенно влияют на интеллектуальные способности и психическое здоровье.
Важно сместить фокус с конкуренции между поколениями на ответственность старшего поколения за психическое и интеллектуальное здоровье подрастающего поколения.
Очевидной проблемой является снижение уровня социального интеллекта у молодежи. Их сосредоточенность на социальной жизни в цифровом пространстве препятствует полноценному переносу опыта социального взаимодействия из одной реальности в другую. Они часто испытывают трудности в интерпретации реальных отношений и сложных социальных реакций, что осложняет их жизнь и снижает ее качество.