Истоки и развитие российского федерализма

До Октябрьской революции 1917 года В.И. Ленин отрицательно относился к самой идее федеративного государства

В своем письме Шаумяну в 1913 году он писал: Мы за демократический централизм, безусловно. Мы против федерации... Мы в принципе против федерации — она ослабляет экономическую связь, она негодный тип для одного государства».

До Октябрьской революции 1917 года В.И. Ленин отрицательно относился к самой идее федеративного государства

Однако реальности государственного переустройства огромной Российской империи, когда от теоретических построений необходимо было переходить к практике, заставили ВКП(б) откорректировать свои взгляды. В написанной Лениным в январе 1918 года и одобренной ЦК партии «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» сказано: «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик».

В своей беседе с корреспондентом газеты «Правда» в апреле 1918 года И.В. Сталин, в то время народный комиссар по делам национальностей первого Советского правительства, говорил об основных принципах организации Российской федеративной республики. В начале беседы он дает критику «наиболее характерных для буржуазно-демократического строя американской и швейцарской Федерации». По его мнению, «исторически они сложились из независимых государств через конфедерацию к федерации, причем на деле превратились в унитарные государства, сохранив лишь форму федерации». В качестве критики он отмечает, что субъекты этих федераций сложились не по национальному или экономическому признаку, а совершенно произвольно. Как основу организации Российской Федерации он называет то, что ее субъекты должны представлять совершенно определенные единицы в отношении быта и национального состава. Впрочем, он допускал и возможность создания субъектов на основе экономических связей. «Нет сомнения, - писал Сталин, что центральный текстильный район, охватывающий несколько губерний, представляет некоторую целостную экономическую единицу и, как таковой, он, несомненно, будет управляться своим областным органом. Но что общего между захудалой Калугой и промышленным Иваново-Вознесенском и по какому принципу их «объединяет» нынешний областной совнарком, уму непостижимо». Однако конечную цель в строительстве социалистического федерализма Сталин видел в переходном этапе от имперского унитаризма к унитаризму социалистическому.

История показала, что при государственном строительстве Советского Союза при внешне двухступенчатом федерализме (советские социалистические республики и автономные советские социалистические республики в составе некоторых из них) СССР был унитарным государством в гораздо большей степени, чем те же США. С одной стороны, союзные республики имели право свободного выхода из состава Советского Союза; с другой - вышестоящие органы государственной власти СССР могли отменять противоречащие общесоюзному законодательству решения органов управления союзных республик. Коммунистическая партия являлась надежным гарантом утверждения данного принципа в национально-государственном устройстве. ВКII(б)-КПСС всегда оставалась единой, централизованной, всесоюзной организацией без малейшего намека на федерализм: партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. Ликвидация каркаса КПСС повлекла за собой и распад Советского Союза.

Российская Федерация в рамках Советского Союза представляла собой сложный конгломерат административно-территориальных единиц – государственно-политических (законодательных) и административно-политических автономий. К первой категории относились республики, ко второй административные области и округа. Вопрос о субъектном праве РСФСР был в советской науке государственного права дискуссионным. Одни авторы считали, что субъектами федерации были только автономные республики, другие относили к ним все виды советской автономии, включая национальные округа.

Номинальный характер российского федерализма проявлялся в характере институонализации центральной власти РСФСР. До начала 90-х годов в Российской Федерации отсутствовали республиканские организации КПСС, профсоюзов, комсомола, не было республиканской Академии наук, почти отсутствовали республиканские СМИ. Руководство многими отраслями хозяйственного и культурного строительства осуществлялось непосредственно союзным центром.

В июне 1990 года была подписана декларация о государственном суверенитете РСФСР. Она провозгласила Россию правовым государством, основанным на принципах разделения властей, народовластия и федерализма. 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор. Однако он имел ряд проблемных моментов. В частности, в составе единого государства, согласно договору, имелись суверенные республики, отношения с которыми, согласно логике договора, строились во многом на конфедеративных началах. Был неясен конституционно-правовой статус Татарстана и Чечни, не подписавших договор. Конституция России 1993 года сняла эти противоречия, провозгласив принцип единого и неделимого государственного суверенитета Российской Федерации и декларируя равноправие ее субъектов. Был совершен переход от национального принципа федеративного устройства к смешанному — национально-территориальному.

Процесс распада Советского Союза повлек за собой и рост сепаратистских настроений в автономных образованиях внутри России. Чечня и Татарстан объявили о своей государственной независимости. Причем в Чечне в связи с приходом к власти экстремистки настроенных сепаратистов, а также вследствие преступных действий ряда российских чиновников и олигархов возникла ситуация, приведшая к затянувшимся масштабным военным действиям. Разрешение этого конфликта стало возможным только с приходом к власти в России В.В. Путина. С его именем связано и укрепление до того слабой федеральной власти в стране. Конституции и уставы всех субъектов Российской Федерации, в том числе Чечни и Татарстана, были приведены в соответствие с федеральным законодательством, главы субъектов Федерации стали фактически назначаться Президентом России. Возвращение же к их выборам на современном этапе уже ни играет роли в вопросе единства государственной системы России.

Сегодня в России устанавливается жесткая вертикаль власти, исторически характерная для Российской империи и Советского Союза. Нарушение этой вертикали всегда приводило к катаклизмам, таким, как во время гражданской войны 1918-920 гг. или в 1990-е годы. При этом не только Советский Союз, но и Российская империя имели некоторые внешние признаки федерации. Так, в состав империи входили достаточно автономные Царство Польское, Княжество Финляндское и т.д. Нельзя думать, что если бы разделение России по национальному признаку совершилось, то это принесло бы избавление от сепаратистских настроений. На Руси в период наибольшей феодальной раздробленности было множество княжеств, враждовавших друг с другом и ставших подходящей почвой для установления на столетия монголо-татарского ига. Процессы распада могут продолжаться бесконечно; в конце 1980-х в некоторых городах России подростки из одних микрорайонов «воевали» со своими сверстниками из других того же города…

Поэтому устанавливающаяся сегодня в России форма федерализма с сильной центральной властью, делегирующей свои права субъектам Федерации в той мере, в какой это диктуется общегосударственными интересами, а также с сильной партией власти, являющейся связующим звеном между властями всех уровней, является на сегодняшний день одним из важнейших условий для сохранения ведущих позиций России в мировой геополитике. Однако существует и множество столь же важных проблем. Это духовно-нравственное состояние народа, резкое социальное расслоение, нищета и безработица огромной массы людей при сверхбогатстве незначительной части населения, открытая пропаганда образа жизни, который ведет к вырождению, наркомания и беспризорность. Без решения данных проблем Россия также не сможет стать великой державой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру