Феномен Британской Индии

Как писал в начале 20 века Карл Каутский, «когда европейцы в 15-м веке пришли в Индию, индусы во многом превосходили их. Снабженная в изобилии всеми сырыми мате-риалами, в которых нуждалось ее производство, имея к своим услугам искусных и трудолюбивых рабочих, эта колоссальная по размерам страна сама все производила для удовлетворения своих потребностей, и еще оставался большой излишек продуктов, которые охот-но покупались культурными народами, индусы сами не нуждались в их изделиях

Результатом было то, что их вывоз долгое время оплачивался почти только благородными металлами.

Как писал в начале 20 века Карл Каутский, «когда европейцы в 15-м веке пришли в Индию, индусы во многом превосходили их. Снабженная в изобилии всеми сырыми мате-риалами, в которых нуждалось ее производство, имея к своим услугам искусных и трудолюбивых рабочих, эта колоссальная по размерам страна сама все производила для удовлетворения своих потребностей, и еще оставался большой излишек продуктов, которые охот-но покупались культурными народами, индусы сами не нуждались в их изделиях

Уже с незапамятных времен не прерывался приток благородных металлов в Индию, скопившихся там в горы сокровищ». «Англичане вышли победителями над своими европейскими соперниками и туземными государствами. Европейцы не являлись в Индию, как прежние завоеватели с целью обосноваться там. Этому мешало уже одно то, что климат там для них убийственный. Каждый являлся туда ради добычи, с которой потом возвращался в Европу. Новые завоеватели значительно более угнетали рабочие массы, чем прежние деспоты. Страна приходила все в больший упадок, и только за последние десятилетия английское правительство стало заботиться о противодействии этому упадку».

Завоевание Индии Англией связано с деятельностью Ост-Индской компании – первой транснациональной корпорации своего рода. Компания была создана 31 декабря 1600 года указом Королевы Англии Елизаветы, получив с этим документом фактически монополию на торговлю с Индией. Британскую Ост-Индскую компанию нередко называют первой транснациональной корпорацией – свою легитимность она получила в одной стране, а деятельность осуществляла в другой, вернее сказать, в целом ряде стран, потому что Индия то-го времени представляла большое количество враждующих между собой государств. Успеху завоевателей способствовало и разделение индийского народа на касты, еще более его разобщавшее. Ост-Индская компания вела военные действия и заключала мир, устанавливала налоги, все более обширные территории Индии оказывались в сфере ее влияния. Од-ним из результатов налоговой политики Компании стал бенгальский голод 1769-1770 гг., унёсший жизни 7-10 миллионов человек. Лишь в 1858 году после национально-освободительного восстания сипаев в Индии было введено прямое правление Королевы Англии, провозглашенной императрицей Индии. Ост-Индской компанией были утрачены ее государственные и военные функции.

Новая колонизационная политика Британской империи сопровождалась высокопарной риторикой. В своей книге «Империализм» (1902) Д. А. Гобсон писал о современных ему проповедниках великой колонизаторской миссии Англии: «Они обыкновенно паразитируют на патриотизме и принимают на себя его защитную окраску. С уст их представителей не сходят благородные фразы, выражающие желание расширить сферу цивилизации, учредить хорошее управление, распространить христианство, уничтожить рабство и поднять низшие расы». «В Англии заявление лорда Розбери о том, что Британская империя есть «величайшее в мире агентство для насаждения общего блага, когда-либо известное миру», всегда будет служить главным оправданием империализма». Наибольшую известность получило стихотворение «Бремя белого человека», написанное в самом конце 19 века Р. Киплингом:

Неси это гордое Бремя -

Родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

Народам на край земли -

На каторгу ради угрюмых

Мятущихся дикарей,

Наполовину бесов,

Наполовину людей.

Неси это гордое Бремя -

Ты будешь вознагражден

Придирками командиров

И криками диких племен:

"Чего ты хочешь, проклятый,

Зачем смущаешь умы?

Не выводи нас к свету

Из милой Египетской Тьмы!"

Даже марксист К. Каутский видел пользу для Индии от нахождения в составе Британской империи в том, что именно это политическое состояние позволило индусам почувствовать себя единой нацией, положило конец внутренним военным конфликтам, дало единый язык – английский: «Индусские националисты, несомненно, стремятся к тому, чтобы освободиться от английского гнета, но не путем замены его другим. В настоящее время английское господство обеспечивает Индии постоянный мир. В пределах самой Индии не существует на каждом шагу, как в Европе, таможенных границ. Английский язык и преподавание на английском языке стали связующим национальным звеном. Интеллигенция различнейших религий, племен и языков изучает поголовно английский язык, и он является на ее конгрессах общим для нее языком. Стремления индусских националистов направлены сейчас не к разрыву с Англией, а к завоеванию себе, в пределах британского союза государств, более широких свобод, парламентского представительства, как для провинций, так и для государства в целом, чтобы парламент Индии имел право издавать законы и определять размеры и применение налогов. Их конечная цель – конституция наподобие австралийской, и они полагают, что их дальнейшее пребывание в британском союзе, после того, как они достигнут этой цели, даст им одни только выгоды». И после периода британского владычества Индия предстает уже качественно иным государством, способным на единство и независимость. Как справедливо предвидел Каутский, «есть только одна Индия. Англия может лишиться ее. Но Индия никогда, как целое государство, не может перейти во владение другой иноземной державы».

Виднейший из идеологов движения за независимость Индии от Британской империи Махатма Ганди получил образование в Лондоне и писал свои труды на английском языке. Приобщившись к европейской культуре и сохранив любовь к Родине, Махатма Ганди смог бороться с тем, что наиболее препятствовало деколонизации – внутренней разобщенностью индийского народа, основанной на кастовой системе. Он писал: «Я обручён с Индией, я обязан ей всем… Я не могу яснее выразить своего чувства к Индии, чем отождествив его с чувством к своей жене. Она волнует меня, как ни одна женщина на свете. Не потому, что она совершенна. Я смею сказать, что у неё гораздо больше недостатков, чем я вижу. Но здесь есть ощущение нерасторжимости».

Проповедь цивилизаторской миссии Англии в Индии весьма сомнительна. Индия вполне могла бы развиваться без Англии. И об этом убедительно писали М. Ганди и Д. Неру. При этом Британская Индия остается значимым историческим феноменом, продолжающим влиять на современное развитие мира, но уже совсем в иных формах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру