Плёсские пейзажи Левитана стали основой необычного выставочного проекта в Еврейском музее в Москве

05.10.2018 в 08:07, просмотров: 316

В Еврейском музее и центре толерантности в Москве открылась выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф».

Плёсские пейзажи Левитана стали основой необычного выставочного проекта в Еврейском музее в Москве

Картины художника демонстрируются в новом, неожиданном ключе. Проект показывает классические работы Левитана через их отражение в кинематографе. Выставка оживляет классические работы пейзажиста, показывает их близость современной реальности, задает новый тон в восприятии. Каталог выставки с ярким названием «Сними мне Левитана!» подробно рассказывает о значении и тонкостях передачи пейзажей в кино.

«Картины Левитана входят в золотую коллекцию не только российской, но и мировой живописи. Благодаря новому неординарному выставочному проекту, работы художника получили новое прочтение. Через кинематограф великое художественное наследие заново открывается публике. Проект уникален и тем, что эти работы, ранее не выставлявшиеся вместе, стали доступны широкой аудитории», - отметил Председатель Совета Плёсского городского поселения Тимербулат Каримов после открытия выставки. 

В экспозицию вошли 35 работ Исаака Левитана из коллекций государственных и частных музеев, в том числе картина «Полустанок», предоставленная Плёсским музеем-заповедником. Картина написана в 1880-е годы и относится к ранним работам Левитана. По мнению исследователей, в этой работе художник одним из первых в русской живописи попытался выразить особенную поэзию железной дороги.

На выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» работы пейзажиста встроены в контекст авторского кино, вдохновленного живописной лирикой художника. Как отмечают организаторы выставки, мастера отечественного кино — Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Андрей Кончаловский, Роман Балаян, Сергей Соловьев и Андрей Звягинцев — использовали визуальный язык Левитана в своих работах. При этом российское авторское кино XX и XXI века предложило новое прочтение работ живописца: левитановский пейзаж в кинофильмах является не просто фоном, а выступает в роли действующего лица.

«Мы нашли много параллелей между пейзажами Исаака Левитана и работами советских и российских кинематографистов, которые выросли и воспитывались на его картинах. Художественный образ русской природы во многих их кинолентах очень близок левитановскому», — рассказал генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода.

Фото музея Плёса

Создателей выставки вдохновило сходство натур пейзажиста Исаака Левитана и режиссёра Андрея Тарковского, объединённых мотивом странничества. «Странник - "странный человек" в ситуации выбора - дороги, пути и, в конце концов, судьбы - один из ключевых сюжетов и классической русской литературы, и русской живописи, во второй половине XIX века отражавшей, в частности, состояние человека, буквально "не находящего себе места" в общероссийской ситуации беспрестанных перемен», - отмечает главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Картина «Полустанок» находилась в коллекции Дома-музея И. И. Левитана в Плёсе с 1984 года. В августе 2014 года эта работа вместе с 4 другими полотнами Левитана была украдена из музея. В конце 2016 года похищенные картины были обнаружены в ходе совместной операции сотрудников российских правоохранительных органов. 21 мая 2017 года в рамках Дачного фестиваля имени Шаляпина состоялось торжественное возвращение картин в музей.

По словам директора Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Аллы Чаяновой, картины из постоянной экспозиции Дома-музея И. И. Левитана практически не путешествуют. «Для этого нужны очень веские причины или серьёзные поводы, - рассказала она. - Замечательно, что сегодня мы открываем двери для взаимных контактов и плодотворного культурного обмена».

В рамках выставки также запущен проект «Русская тоска», с помощью которого создана интерактивная карта России, соотносящая картины Левитана с местом их создания, а кадры из отечественных фильмов — с местами съемок. В проекте представлены 8 работ Левитана, в том числе - написанная в Плёсе картина «Березовая роща» (1889). Этот пейзаж, по мнению авторов проекта, соотносится с кадрами из кинофильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» и фильма Алексея Салтыкова «Председатель».