Как разорвать порочный круг боли

Как разорвать порочный круг боли
фото НИИ Пирогова

Рассказывают Нина Михайловна Киселева, доктор биологических наук, профессор кафедры фармакологии Института фармации и медицинской химии Пироговского Университета Минздрава России и Вениамин Ефимович Житловский, кандидат медицинских наук, врач-психиатр, доцент кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры педиатрического факультета Пироговского Университета Минздрава России.

Беспрепятственный доступ к обезболивающим препаратам, безусловному достижению фармакологии, сформировал в обществе два новых поведенческих паттерна. Мы приучились моментально устранять болевые ощущения, пренебрегая поиском их истинной причины. Вопросы бесконтрольного употребления безрецептурных анальгетиков обсуждались с доктором биологических наук, профессором кафедры фармакологии ИФМХ Ниной Михайловной Киселевой и кандидатом медицинских наук, врачом-психиатром, доцентом кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Вениамином Ефимовичем Житловским.

Когда Мы Научились Избегать Страданий

Рене Лериш, французский хирург, чья практика пришлась на годы Первой мировой войны, глубоко изучал проблему боли. Он описывал её так: «Ни одно ощущение не вызывает столь сильных негативных эмоций, как боль. Оно неприятно, мучительно и способно ошеломить человека, требуя немедленного вмешательства. Боль разрушает поведение, подталкивает к непредсказуемым действиям, искажает восприятие реальности».

Нина Михайловна Киселева утверждает: «Борьба с болью – это суть медицины». Поиск эффективных обезболивающих был важен не только для улучшения качества жизни, но и для проведения хирургических операций и других медицинских процедур безопасно и эффективно.

В процессе поиска надежного обезболивающего были открыты вещества, ныне причисленные к наркотическим. Например, использование опиумного мака для обезболивания известно с древнейших времен, около 6000 лет назад. Однако наркотические средства не подходили для широкого применения из-за риска быстрого развития зависимости и множества побочных эффектов.

Поиски продолжились, и в начале XX века была открыта ацетилсалициловая кислота. Компания «Байер» запатентовала аспирин, и с этого момента началось развитие группы нестероидных противовоспалительных средств (НПВС) или ненаркотических анальгетиков.

Позже появился парацетамол, также обладающий анальгетическим и жаропонижающим действием. «Эта группа активно развивается, несмотря на недостатки. По сравнению с опиатами, она относительно безопасна и удобна в применении благодаря таблеточной форме», – поясняет Н.М. Киселева.

Нина Михайловна объясняет, как современные обезболивающие препараты классифицируются на отпускаемые по рецепту и находящиеся в свободной продаже.

Рецептурные препараты воздействуют преимущественно на центральную нервную систему. «Помимо опиатных анальгетиков, таких как морфин, боль купируется антидепрессантами, обладающими обезболивающим эффектом при нейрогенных болях. Инъекционные формы отпускаются только по рецепту», – подчеркивает Н.М. Киселева. Такие препараты назначают при хронических и тяжелых заболеваниях.

«Безрецептурные препараты должны быть относительно безопасными», – продолжает Нина Михайловна. Они предназначены для кратковременного снятия болевого синдрома. К ним относятся нестероидные противовоспалительные средства (ненаркотические анальгетики), анальгетики-антипиретики, спазмолитики, местные анестетики и комбинированные обезболивающие.

Однако появление более безопасных лекарств и регулирование оборота наркотических обезболивающих не решили всех проблем, связанных с обезболиванием.

Было бы безответственно не учитывать фразу «относительно безопасные» в отношении безрецептурных препаратов. Их доступность позволяет быстро избавиться от острой боли, но и провоцирует ситуацию, когда человек устраняет симптом, игнорируя причину, или, полагаясь на безопасность средств, не задумывается о последствиях бесконтрольного приема.

Вместе с экспертами был составлен перечень угроз, связанных с необдуманным использованием обезболивающих, начиная от непосредственных физических последствий для здоровья и заканчивая потенциальными трудностями в диагностике.

Небезобидные "Витаминки": Опасная Сделка

«Чрезмерное употребление препаратов может привести к повреждению желудочно-кишечного тракта, возникновению эрозий и язв», – подчеркивает Н.М. Киселева.

«Ацетилсалициловая кислота, как и другие препараты этой группы, может вызывать кровотечения, вплоть до угрожающих жизни», – предупреждает Нина Михайловна. Поэтому такие препараты противопоказаны при беременности. В первом триместре прием аспирина может навредить плоду, в третьем – спровоцировать внутриутробную смерть или продление беременности. На поздних сроках беременности эти препараты могут замедлить родовую деятельность и вызвать кровотечение у матери и ребенка.

«Парацетамол несколько безопаснее для желудочно-кишечного тракта и при беременности. Он не обладает противовоспалительным эффектом, а только устраняет боль, но и в этом случае необходимо соблюдать дозировку», – говорит Н.М. Киселева.

Строгое соблюдение дозировки при приеме парацетамола крайне важно, так как препарат обладает гепато- и нефротоксичностью и может привести к поражению печени.

«У людей с непереносимостью НПВС возможен бронхоспазм, ранее известный как аспириновая астма», – добавляет Нина Михайловна. Препараты этой группы могут вызывать бронхоспазм не только у здоровых людей, но и у пациентов с бронхиальной астмой в анамнезе. «К ним нужно относиться с осторожностью, это не безобидные витаминки. Даже витамины в больших дозах небезопасны, а эти препараты тем более», – напоминает Н.М. Киселева.

Отдельно Нина Михайловна подчеркивает, что прием обезболивающих без консультации с врачом может усугубить течение хронических заболеваний.

«Если у человека повышенное давление и он принимает лекарства от гипертонии, НПВС снижают эффективность этих средств», – поясняет специалист. НПВС увеличивают объем циркулирующей крови и могут снизить эффективность препаратов от гипертонии, нивелируя положительные результаты лечения основного заболевания.

«Язвенная болезнь желудка – НПВС абсолютно точно обострят это заболевание. Парацетамол – одно из немногих средств, которое не оказывает такого эффекта. Ибупрофен, напроксен, диклофенак и другие НПВС, конечно же, ухудшат состояние», – продолжает Н.М. Киселева.

Отдаление Диагноза: Мантия-Невидимка

Другая проблема необдуманного приема обезболивающих – затруднение постановки диагноза. Устранение симптома искажает клиническую картину. «При зубной боли нурофен поможет дойти до врача, но не стоит злоупотреблять, чтобы не затруднить определение больного зуба», – приводит пример Н.М. Киселева.

«Особенно опасны боли в животе. Их нельзя купировать до установления хотя бы предварительного диагноза, чтобы не пропустить тяжелые патологии», – предупреждает Нина Михайловна.

У женщин существует риск принять боль в животе из-за воспаления за менструальную. Даже если причина боли установлена верно, нельзя сразу принимать спазмолитики (например, но-шпу) или анальгин, который также купирует боль при спазмах, но является достаточно токсичным препаратом из группы НПВС. «Если у вас болезненные менструации, вы знаете об этом, можете принять препарат. Но если это возникло впервые, лучше сначала обратиться к врачу, а потом уже принимать лекарства», – советует Нина Михайловна.

Привычка к Обезболиванию

Зачастую одна проблема влечет за собой другую. Частое употребление лекарств приводит к увеличению дозировки, что чревато серьезными проблемами со здоровьем.

«При постоянном приеме одного и того же препарата со временем развивается толерантность», – констатирует Н.М. Киселева. Привычные таблетки от головной боли могут перестать помогать, потому что организм адаптировался к допустимой дозировке.

Вениамин Ефимович Житловский согласен с этим и приводит бытовой пример: «Если я долго выпиваю по рюмке алкоголя, через пару недель она перестанет действовать, потребуется две рюмки, а потом и бутылка. То же самое с таблетками. При систематическом приеме средств со временем их действие ослабевает, поэтому дозу приходится увеличивать».

По его словам, организм, привыкший к обезболивающим, больше «не хочет терпеть боль». «Зачем люди употребляют алкоголь? На каком-то этапе, при правильной дозировке, нам становится лучше, и мы запоминаем это ощущение. То же самое с обезболивающими», – говорит В.Е. Житловский.

При этом он отмечает, что не все люди склонны к формированию привыкания. Здесь Вениамин Ефимович ссылается на типологию Ивана Петровича Павлова, выделявшего различные типы темперамента. К людям, подверженным зависимостям, В.Е. Житловский относит флегматиков и меланхоликов, основываясь на типе их высшей нервной деятельности.

«Меланхолики легко привыкают к хорошему. Выпил – стало лучше, и это остается в памяти. Поэтому я могу теперь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру