Рассказывает Вячеслав Петрович Артищев, ассистент кафедры морфологии Института анатомии и морфологии Пироговского Университета Минздрава России
Левша отличается от правши не только «рабочей» рукой. Это отражение того, как в его мозге распределены функции между полушариями: у большинства людей доминирует левое полушарие, контролирующее правую руку, поэтому правшей гораздо больше. Но это не только физиология: традиции, культура и даже устройство инструментов веками закрепляли преимущество правой руки.
Почему же ребёнок может оказаться левшой? Роль играют наследственные факторы, условия внутриутробного развития, иногда — случайные особенности формирования нервных связей. Это нормальный вариант развития, а не отклонение. Переучивание «под правшу» вредно: мозг уже выстроил систему управления движениями, и насильственный перелом может вызвать стресс, трудности с концентрацией, усталость или даже логопедические проблемы. Левшам сложнее в быту: от школьных парт до кухонных ножниц многое рассчитано «под правую руку». Но мозг удивительно пластичен, и часто именно «леворукое» восприятие помогает находить нестандартные решения.